Ruby 1.9 (YARV) дает нам хорошее представление о том, куда направляется рубин, но я бы не рекомендовал использовать его для производственного использования. Хотя он, конечно, намного быстрее, чем 1.8, даже некоторые части синтаксиса постоянно меняются, поэтому я не думаю, что вы могли бы назвать его стабильным. У него есть некоторые интересные новые функции и синтаксис, которые непременно найдут свое применение во всех других реализациях.
JRuby и IronRuby полезны тем, что они предоставляют ruby доступ ко всему спектру новых библиотек и сред, в которых ruby иначе использовать нельзя. Я сам пока не нашел в них особой пользы, но думаю, что это здорово, что они существуют. Они могут позволить рубину проникать в корпоративную среду, где это иначе было бы запрещено. Это может быть только хорошо.
Рубиниус и Маглев, пожалуй, самые интересные проекты, но также и те, в которых их польза для сообщества, вероятно, будет самой большой в будущем. Rubinius вполне может превратиться в ультрасовременную «чистую» виртуальную машину для языка ruby, позволяющую выполнять код ruby гораздо быстрее, чем сейчас. Маглев тоже выглядит очень многообещающе, опираясь на более чем 20-летний опыт работы с виртуальными машинами. Он также будет предоставлять функции помимо стандартной виртуальной машины, но, конечно, они будут стоить за счет переносимости кода.
В целом, меня больше всего радует конкуренция между этими реализациями. Все конкурирующие проекты, направленные на улучшение рубина, могут только укрепить рубиновую экосистему. Из того, что я тоже видел, пока существует конкуренция, это дружелюбно; каждый проект дает и берет идеи друг от друга. Работа, проделанная командами JRuby и Rubinius по созданию спецификации ruby, является, пожалуй, самым важным результатом, поскольку она поможет обеспечить совместимость всех реализаций.